С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепил дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования впервые в истории российского образования.
Ещё совсем недавно система дошкольного образования работала в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, стандарт же стал первым звеном в образовательной цепи и следующим эволюционным шагом в развитии системы образования.
В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Развитие дошкольных учреждений и ликвидация очередей в детские сады — безусловно, важные меры. Но когда говорят, что каждый ребенок должен вступить в мир образования уже в детстве, часто забывается, что детство не сводится к системе дошкольных учреждений, где ребенок может получить ту или иную поддержку. Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка.
И сейчас , как никогда, нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки детства — книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. Есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребенка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства.
Не приведет ли принятие стандарта к другим формам «стандартизации детства»?
Здесь мы должны понимать, что стандарт дошкольного образования — это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, как уникальное соглашение между семьей и государством.
У многих вызывает аллергию сам термин «стандарт», когда заходит речь о детстве. Но мы не говорим об унификации, обезличивании детей, мы говорим о выработке гарантий государства в вопросах поддержки семьи и гарантий общества, которое хочет, чтобы в российском обществе росли дети культуры достоинства, а не дети риска.
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. С введением стандарта, не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. И эта стратегия государственной политики воплощена в стандарте, который станет для родителей навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре.
Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Мы должны учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.
Мы педагоги, руководители строим воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях с учетом новых передовых технологий.
Поэтому система дошкольного образования работает в режиме инноваций. Сегодня перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Педагоги дошкольных учреждений осознают всю сложность поставленных перед ними задач, оптимистично прогнозируют будущность своих образовательных учреждений и будущее своих воспитанников. При переходе ДОУ из режима функционирования в режим развития возрастает роль повышения квалификации кадров, т.к. именно от этого зависит развитие дошкольного образования, как в содержательном, так и в организационно-управленческом аспекте.
Детство нашей стране обойдется недешево — государственная политика в части финансирования детства также найдет свое отражение в стандарте. Надеемся, что у воспитателей с введением ФГОС бумажной волокиты станет меньше, а условия для полноценного проживания воспитанниками дошкольного возраста в нашем районе станут намного лучше.Также очень важно, чтобы наши педагоги могли сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ. Кроме того, существуют законы развития, связанные с возрастом ребенка. Дошкольный возраст очень пластичен, существует большое количество вариантов индивидуального развития детей. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства. Одна из основных задач детского сада: создавать условия, при которых дети развиваются, чтобы им было интересно, чтобы ребенок полноценно проживал дошкольный возраст, развивался и мотивированно перешёл на следующий уровень образования.
Приказ «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в МКДОУ Детский сад «Колосок»
Приказ «Об утверждении Положения о Рабочей группе по внедрению в образовательную деятельность МКДОУ Детский сад «Колосок» ФГОС ДО»
Приказ «О создании Рабочей группы по внедрению в образовательную деятельность МКДОУ Детский сад «Колосок» ФГОС ДО»