МКДОУ Детский сад «Колосок» село Кобляково

Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию старших дошкольников «Удивительный мир природы»

Воспитатель: Шишова Мария Иннокентьевна

 94f49a999674c51c7cc158be473fc3f5.jpg

Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки.

Это все для нас навечно!

 Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

3a6fa5e6e2919c28a1bff9ad6f44611e.jpg

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

b98b3ae026327e13a4bc05877b38cb82.jpg

Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.

90db9e2ec9a9b9127651c7719672f5f4.jpg

Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.

Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения. 

aa4088824df8df000a64f4d846a9c9f8.jpg

Мною определены следующие задачи:

- Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

- Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;

- Воспитание элементарных норм  поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

fbf59038f93f82e217105a119741329d.jpg

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

- План мероприятий по экологии.

- Разработан перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.

- Создан  уголок  природы для наблюдений и экспериментирования с необходимым оборудованием.

- Создана картотека  экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

e81701b7023476633343ea7ef535a4c8.jpg

Систематически проводим наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Наблюдая за окружающей природой, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.

eeb497e8a42f6b4834cf04c62fa27069.jpg

Целевая прогулка - одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На прогулках я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

8e432a35579a4b8084dd89298f5cccbc.jpg

Благодаря таким прогулкам развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

57348070a392629e0c4e1baea673a421.jpg

Прогулки также широко я использую для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети определяют силу и направление ветра, его контрастность.

fa9a1b8e54778a812714ef3e487afb44.jpg

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Для  реализации этой цели разработала перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета использую загадки,стихи, пословицы, поговорки, потешки.

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора  вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

4f851922efb8e4860104df587d784ece.jpg

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры.  Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды), очень интересны игры с атрибутами, помогающими определить направление ветра. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. 

a5ebcd0aacee19941c764e4a672ce870.jpg

Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок».

80183b9283fe764fc3942cb81abfc120.jpg

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

69e627822b6a60f94b4f9118e15eefbe.jpg

Свою работу с детьми  веду по двум  направлениям:

- живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его рост и развитие).

- неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).

С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы и зимнем саду, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд  в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.  В процессе ухода  дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, а помогают им в этом разработанные мною дидактические, пальчиковые игры, календарь природы, где  дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы.

067fa29c82e8537fa9773421c05aff4b.jpg

Ежегодно наш детский сад принимает участие в экологическом марафоне "Эколого-биологического центра" г. Братска, имеем сертификаты участников.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В группе я  заранее вывешиваю яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Проводятся выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «Лучшая кормушка»,  "Самый красивый снеговик", "Елочка красавица, всем нам очень нравится", "Собака - символ года" и другие.

Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. В этой работе у меня  сложилась определенная система:

1. В экологическом уголке помещаю советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите синицам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». 

2. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания,  провожу анкетирование по следующим вопросам:

•  Что такое экология?

•  Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

•  Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

•  Посадили ли Вы дерево?  и т.д.

Ответы родителей помогают выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.

84531a3e6f999cdb709d45e5d44d16f0.jpg

 Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные формы (беседы, прогулки, заучивания стихотворения, театрализованная деятельность, фольклор) и нетрадиционные формы (ИКТ, мультемедийные презентации, создание сказок на заданную тему, создание проектов, ситуативные беседы) методы (наглядные, словесные, практические) и приемы (хоровые приемы, индивидуальные, игровые) учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

b34f0cfd426b7ab4f3b9b0bcf63b1b57.jpg

В нашем детском саду мы каждый год проводим праздники, которые посвящаются именно природе, где я и мои коллеги очень понятно и доступно демонстрируют нашим детям, как нужно беречь природу, как заботится о ней. Дети тоже с большим вдохновением принимают участие читают стихи о деревьях, цветах птицах. Свои впечатления от общения с природой дети отражали в рисунках. Проведен выставки детских работ по темам: "Весна наступила", "Бережем природу", "Лекарственные растения", "Загрязнение природы" и др.

57a718a0f3bdcaba2870d6c9de5a5188.jpg

fb6f2aac3574d9badc8698c3ffb7d9cb.jpg

Доброй традицией стали осенние выставки семейных работ из природного материала.

1b667a0da404c4d6b100de48acb08ed1.jpg

6bac98171c0a5e7db4e6ce20ac7da1fe.jpg

Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в такихакциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним,относятся, например, "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Было проведено интегрированное занятие в защиту вырубки елочек.

5bad6fa9f8c7bc34abaf39d1d5d672c9.jpg

Одна из форм экологического воспитания являются праздники иразвлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействиина эмоциональную сферу  личности ребенка.Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальныхпроизведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, скольковключённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем,доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защитыЗемли: "Наш дом – Земля", "Зелёная планета". 

0bf3081047ad38384508fadf459d3c7b.jpg

ebdeb34d4f9378538b60389c52f149e6.jpg

По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.  Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

81deb86bc09f493cc7711f3597b0fc6f.jpg

237d6975465a3b7aeeccca741bbdbac2.jpgВ.А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценногоумственного развития. Игра  - этоогромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливаетсяживительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонекпытливости».

9afa849c0046bc8d2b2d4ed362ed8121.jpg

5830f5722fb691ed4daa390f9ba5858f.jpg

55452188c3cb18e7319ad5d8b443cb8d.jpg

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению кокружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактическихигр очень помогающие мне в ознакомлении детей сживотными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На леснойтропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когдаэто  бывает», «Кто где живет», «Помогинайти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?»,  «Времена года», «С какого дерева листик»,«Оденем куклу на прогулку» и другие. 

14e90a36d2bc5e8e82d611646986b044.jpg

Словесные  игры: «Узнайте по описанию»,  «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо»,«Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Этокто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания обокружающем мире. Спомощью игрушек и картинок я знакомлю детей с домашними и дикими животными,воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этойтемы  мной изготовлены мини-макеты«Животные нашего леса», «Животные жарких стран», «Животные холодных стран»,мини-музей «Царство Нептуна», мини-огород на окне, здесь дети видят разницужизни домашних и диких животных

f54c881271427301c3a96dc70aff24d9.jpg 

a23ea31024488dc9f3b6b9cd691b3b96.jpg

Большое внимание я уделяю сказке, ее очарованию поддаются  дети всех возрастов, да и взрослых она неоставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательныхсоставляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогическихнаук Н.А. Рыжова. Чтение  сказок оживотных очень нравится детям, они внимательно слушают,  запоминают.

64c1c758f7ec5059806cdce83f23dc49.jpg

Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытническойдеятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядногоматериала и художественной литературы. В нашем детском садуимеется свой Зимний сад, в нем собраны различные наглядные материалы о природе.

a5a9414838237717e6dadddf1facddff.jpg

25d7cbcc247d34577e355aef68c9fb4b.jpg

0ebd63cafd258813790c5ea52171d306.jpg

ec6f19c697ddc2e5db43053ca46fcbe1.jpg

36d8702df2b47ee33f76bbf99ad4ba59.jpg

995cc9db858c9c3091e6ae56c9b878b8.jpg

6db44c2ff05ab60061365155b929383c.jpg

544767fc5eca81d6bc459835a0e780b8.jpg

b06e3af5cb364473e34fca4f7f2d83cc.jpg

Наиболее эффективный способ реализации задач экологическоговоспитания - это организация  проектной деятельности. Проекты могут бытькраткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическимколлективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

dea8f0aa706720b1087ad6e270f69681.jpg

daa09104705cfb8ebf924c7ccde16a8e.jpg

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренныхпроблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательнойработы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значениеприроде как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источникзнаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то,чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное дляих умственного и словесного развития.

750114f83f4775f42db49a4dfe73e5d7.jpg

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать,полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы,малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!





15 февраля 2018 в 19:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.